На Чеховском фестивале мир сотворили в аквариуме на тысячу литров

В пятницу открылся Чеховский фестиваль, 15-й по счёту и единственный пока не ушедший в онлайн. В большом зале «Зарядье» на открытии давали «Сотворение мира» от известной испанской компании «Фура дель Бауш». Оратория Йозефа Гайдна, через 150 лет прозвучала весьма символично для мира, кажется, подошедшего к краю. С подробностями с первого спектакля — обозреватель «МК».

На Чеховском фестивале мир сотворили в аквариуме на тысячу литров

За несколько часов до начала спектакля режиссёр и сценограф «Сотворения» Карлуш Падрисса на глазах у большого количества журналистов на свою абсолютно лысую и загорелую голову льёт воду из пластиковой бутылки. Присутствующие ошарашены, а он:

— Вот так мы рождаемся среди вод своей мамы.. Это тоже пример крещения, когда в церкви на голову льют прозрачную чистую воду. А театр  — это жест, человеческое движение.

Карлуш рассказывает, что как Бог за семь дней создал мир, так и их компания, приезжая в ту или иную страну, за семь дней создаёт своё «Сотворение мира». То есть солисты  испанские, а оркестр и хор набирается или приглашается из местных. В Москве вместе с испанцами мир сотворили симфонический оркестр имени Е. Ф. Светланова и академический камерный хор (Минин-хор). На репетиции ушло семь дней — это принципиальная позиция испанских постановщиков. 

Свою знаменитую ораторию Йозеф Гайдн сочинил в 1798 году, премьера прошла в Вене. Либретто Готфрида ван Свитена написано на двух языках — английском и немецком, и это первое в мире музыкальное  билингвальное произведение. В Москве оратория  прозвучала на немецком.

По белым тонкой материи полотнам, которые за час сорок пять будут то съезжаться, образуя единый экран, то разъезжаться в разные стороны, бегут буквы, и в проекции они складываются в слова и фразы, оформленные разными шрифтами. Текст носит явно, научный характер, и это говорит о том, что постановщики рассматривают возникновение мира  не  с одной лишь библейской точки зрения. Безусловно, «вначале сотворил Бог небо и землю.  Земля же была безводна и пустынна. И тьма над бездною…И сказал Бог: «Да будет свет. И стал свет». Но в тоже время экранный текст на английском  вступает не в спор, нет,  скорее, в диалог с незыблемым постулатом. «Вначале наша вселенная была сжата. Время не существовало. Под силой квантовой гравитацией материя распадалась». Кто не знает английского, для того научный аспект мистериальной постановки испанцев пропадает. Впрочем, и без этого есть на что посмотреть. 

На сцене — девятиметровый кран, 36 большущих гелиевых матово-белых шаров на веревочках в руках хористов, а также аквариум на тысячу литров воды, в который полностью или частично время от времени погружаются солисты — в зависимости от дня Божьевого творения.

День третий: Настройте струны. Возьмите лиры. Возгласите хвалебную песнь. Ликуйте перед Господом, Богом могущественным. Ибо Он небеса и землю облачил великолепием. День четвёртый, пятый…день шестой, когда «…И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божьему сотворил его, мужчину и женщину…». И тут же — западная цивилизация, прогресс, кризис, пост-истина. В чем она? В том, что мы потеряли идентичность? Что возможности посредством выбора ведут к свободе? Но без идентичностей не существует возможностей.

А в аквариуме плавает человек в оранжевом жилете, и им обозначена та реальность, что параллельно существует не только на сцене божественному творению. Мир беженцев, наводнивших Европу. В их роли — артисты московского хора, одетые, бедно, кто в чем, но с планшетами в руках, которые выполняют несколько функций. В них — текст на немецком, исполняемый хористами, изображения, которые они складывают в общий пазл, дополняющий общий  визуальный ряд спектакля. Два мира пройдут параллельно от начала до конца в сопровождении белых шаров. Мистерия, величие, но с цирком. 

Потрясающе звучит российский оркестр под управлением Хавьера Улисеса Иллана, передавая всю красоту и в тоже время величие музыки Гайдна. Три солиста — Альба Фернандес Кано (Гавриил, Ева), Тони Марсоль (Рафаил, Адам) и Девлет Нургельдыев (Уриил) поют, то зависая с помощью крана над аквариумом, то погружаясь в воду и вновь взмывая над ней. Впрочем, физические испытания, которым они подвергаются почти два часа, не влияют на их изумительное пение в экстремальных условиях. 

Мистерия о сотворении мира несмотря на использование мультимедийных возможностей внешне от начала и до конца выдержана в наивной стилистике, что поначалу даже несколько обескураживает: в контексте современного театра это непривычно просто, никакой навороченности. Произведение даже не испытывается стебом и  извращениями, что уж совсем странно. И тем не менее, форма, выбранная для оратории и оформленная элементами цирка кажется наиболее адекватной и способной донести мысль не только о сотворении, но и спасении мира, оказавшегося в очередной раз на краю. 

Карлуш Падрисса рассказывает о работе над спектаклем.

— Карлуш, как политические события в мире повлияли на вашу постановку?

— Вода, свет, музыка — это не про политику. Мы ищем красоту. Мы работали не только с текстом, написанном для оратории, мы используем научную литературу. Доказано, что все произошло от звёздного взрыва, и на его фоне мы, люди, очень маленькие. В своём спектакле мы задаем вопросы — что такое Адам и Ева, как формируется их душа? А современный человек — он потребитель или творец?

Знаете, в этом году исполняется 500 лет первого путешествия вокруг Света. И это было то время, когда Леонардо да Винчи нарисовал своего человека в круге. Нам понадобилось 500 лет, чтобы понять одно — то, что происходит в одном месте, влияет на людей, живущих в другом. Мы ищем рай на земле. Ищем вместе с Гайдном.

Поделитесь в социальных сетях

Журналист

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Следующий пост

К росту цен на продукты оказались причастны не только мировые рынки

Пт Май 21 , 2021
Резкие колебания цен на социально значимые продукты связаны с нестабильной мировой конъюнктурой. Проблемы обостряются, заявил президент Владимир Путин, выступая на заседании Высшего Евразийского экономического совета (ВЕЭС). По словам опрошенных «МК» экспертов, это далеко не единственный драйвер продовольственной инфляции. По данным Росстата, в апреле продовольствие в России подорожало на 0,75%, в […]
К росту цен на продукты оказались причастны не только мировые рынки